Расчет потребного на полет топлива
Потребное на полет топливо рассчитывается после определения общей продолжительности полета. Его цель — определить минимальную заправку вертолета топливом для выполнения полетного задания, а если заправка топливом известна — определить ожидаемый его остаток после посадки и резерв летного времени. Расчет выполняется экипажем (летчиком) в период предварительной подготовки к полету без учета ветра, а в период предполетной подготовки может уточняться с учетом прогностического ветра. Контролируется расчет штурманом подразделения. При вылете с промежуточного аэродрома расчет выполняется перед вылетом.
Исходными данными для определения потребного топлива являются: высота и скорость полета, общая продолжительность полета, взлетная масса вертолета, километровый расход топлива для нормальной взлетной массы и режима максимальной дальности, гарантийные запасы топлива для компенсации возможных отклонений фактических условий полета (технических, навигационных, тактических) от расчетных, запас топлива на повторный круг. В учебных полетах предусматривается также гарантийный остаток топлива. Расчет целесообразно выполнять для высоты 100 м и нормальной взлетной массы, т. е. наиболее часто встречающихся условий полетов вертолетов. В случае выполнения полета на большей высоте расход топлива будет несколько меньший, это еще больше повысит гарантию безопасности полета по топливу.
Если заданная воздушная скорость полета отличается от наивыгоднейшей, вносят поправку в километровый расход топлива, так как отклонение скорости полета от табличного значения в ту или другую сторону на 10% ведет к его увеличению примерно на 3%.
Километровый расход топлива q для нормальной взлетной массы и режима максимальной дальности выбирается из инструкции экипажу вертолета (таблицы километровых и часовых расходов топлива).
Определение потребного на полет топлива по часовому расходу рассмотрим на примере.
Вертолет Ми-8Т, взлетная масса вертолета тВЗл=11100 кг, гарантийный остаток топлива после посадки 200 кг, заданная воздушная скорость полета 200 км/ч, общая продолжительность полета 1 ч 20 мин. Определить потребное на полет топливо ТС-1.
Расчет выполняется в такой последовательности:
— выбираем из таблицы километровых и часовых расходов топлива, имеющейся в инструкции экипажу вертолета, для высоты 100 м километровый расход топлива q = 2,94 кг/км;
— так как заданная воздушная скорость 200 км/ч меньше наивыгоднейшей, указанной в таблице, на 10%, расход топлива увеличиваем на 3%, тогда q’ = 3,028 кг/км;
— определяем часовой расход топлива Q для заданной скорости полета: Q = q’V = 3,028-200 = 605 кг/ч;
— определяем часовой расход топлива с учетом гарантийных запасов на разброс технических характеристик двигателей и вертолета, изменение ветра и ошибки в его определении, изменение метеорологической и навигационной обстановки. Допустим, что в сумме эти запасы составляют 10%. Тогда часовой расход топлива с учетом гарантийных запасов Q’ = 1,1 Q = 1,1 -605 = 666 кг/ч (или 860 л/ч);
— определяем количество топлива, необходимое на выполнение полета заданной продолжительности: Q’ /0бщ = 666 • 80/60 = = 888 кг;
— учитываем расход топлива на земле при запуске, опробовании двигателей и рулении W3 = 30 кг, расход топлива на возможный повторный круг WKр = 60 кг, гарантийный остаток топлива после посадки Wro = 200 кг и невырабатываемый остаток топлива Wнев = 20 кг.
С учетом всех этих элементов потребное на полет топливо определяется по формуле
^потр = Wз Wпол Wкр — f — WVo №нев —
= 30 + 888 + 60 + 200 + 20 = 1198 кг.
Для пользования топливомером в полете переводим массу топлива из килограммов в литры с учетом плотности заправленного топлива (р = 0,775 кг/л) по формуле
кг/р, кг/л = 1198/0,775 = 1544 л.
Для контроля за расходом и остатком топлива в полете при необходимости заполняется бланк инженерно-штурманского расчета, а в верхней его части строится профиль полета с отметками основных точек маршрута (рис. 11.7). Расстояние и время полета по этапам переносится из бортового журнала. Расход топлива Q’ по участкам в зависимости от их продолжительности определяется
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
|
|||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|
||||
на НЛ-10М (рис. 11.8), исходя из найденного часового расхода топлива с учетом гарантийного запаса.
Графу «Остаток топлива, л» целесообразно заполнять с конца, так как это позволяет против каждого пункта проставить минимальный остаток топлива в данной точке, а в полете — контролировать, чтобы фактический остаток был не меньше указанного в графе для каждого пункта. Если фактический остаток больше указанного в графе, безопасность полета по топливу обеспечивается. В нашем примере остаток топлива после посадки 285 л (260 л — гарантийный и 25 л — невырабатываемый).
Рис. 11.8. Расчет потребного -.—/г I топлива на НЛ-10М "" yj”l ^
Ip*
Для ускорения расчетов потребного топлива на полет любой продолжительности элементы, которые будут иметь место в каждом полете, можно свести в одну сумму (расход топлива на земле, на повторный круг, гарантийный и невырабатываемый остаток). В данном случае их сумма равна 310 кг.
По часовому расходу топлива легко найти потребное топливо на полет любой продолжительности. Допустим, общая продолжительность полета 45 мин. Тогда Гпол = 666 • 45/60 = 500 кг. Потребное на данный полет топливо Гпотр = 500 + 310 = 810 кг.
Резерв топлива определяется исходя из разницы фактически заправленной массы топлива и потребной. При этом в резерв включается гарантийный остаток топлива, если он был предусмотрен, т. е.
Грез = Гзапр — Г„0тр + ^ГО ——————- ГНеВЫр.
Если фактическая заправка топливом в рассмотренных выше примерах ТГзапр = 1320 кг, то при продолжительности полета 1 ч 20 мин и 0 ч 45 мин резерв топлива соответственно будет: для t = 1 ч 20 мин Грез = 1320—1198 + 200 — 20 = 302 кг; для t = 0 ч 45 мин Грез = 1320 — 810 + 200 — 20 = 690 кг. Резерв летного времени определяется исходя из резерва топлива и его часового расхода с учетом предусмотренных запасов. Формула для расчета следующая: /рез = Грез/ф’, ключ для решения на НЛ-10М показан на рис. 11.9.
/ wpes
Рис. 11.9. Расчет резерва лет — — fr —І——————-
ного времени на НЛ-10М "v"™1 і
^ ърез
При резерве топлива 302 кг ^рез = 0 ч 27 мин, при 690 кг — tрез = 1 ч 02 мин.
Для определения возможностей по перевозке груза и пассажиров при отсутствии инструкции экипажу вертолета можно вос
пользоваться понятием «полная нагрузка вертолета» (тполн), которая определяется как разность между взлетной массой вертолета гавзл и массой снаряженного вертолета тсн. Тогда тпоЛн =
:— Швзл Шс н •
В снаряженный вертолет входит постоянно установленное оборудование, масло во всех системах вертолета, экипаж. Если масса снаряженного вертолета Ми-8Т тсн = 7380 кг, то при нормальной взлетной массе нагрузка будет тПолн = 11100 — 7380 = = 3720 кг. В полную нагрузку входит потребное на полет топливо, масса груза и дополнительного оборудования, взятого на вертолет для перевозки конкретного груза. Масса груза и оборудования К нему определяется ПО формуле /Пгр = /Пполн— Гпотр.
В рассмотренных выше примерах при продолжительности полета 1 ч 20 мин и 0 ч 45 мин груза можно взять соответственно 3720—1198 = 2522 кг и 3720—810 = 2910 кг.
Если масса заправленного топлива больше потребной, для определения наибольшей массы перевозимого груза необходимо из полной нагрузки вычесть массу имеющегося на вертолете топлива. Такая методика расчета может быть использована при загрузке вертолета на промежуточном аэродроме, когда надо определить возможности вертолета и по топливу, и по перевозке груза, а инструкцией экипажу вертолета или готовыми данными расчетов воспользоваться не представляется возможным.
Когда длина маршрута превышает 75% практической дальности для заданного режима полета, старшим штурманом полка совместно с заместителем командира полка по ИАС выполняется инженерно-штурманский расчет полета по данным, изложенным в главе «Расчет дальности, радиуса и продолжительности полета» инструкции экипажу вертолета. Ими же могут быть выполнены варианты расчетов для полета с неполной заправкой топлива и полета с переменным профилем. В этом случае летный состав может использовать эти данные в готовом виде.